Транспортная упаковка — это совокупность материалов и устройств, которые применяются для сохранности сырья и готовых товаров (грузов) в процессе их транспортирования и хранения. Она заменяет или дополняет заводскую упаковку.

Транспортная тара — стандартизированные конструкции, которые используются для упаковки, долговременного и краткосрочного хранения, перевозки изделий и оборудования на крытом транспорте и открытых платформах. Перевозимый груз, упакованный в транспортную тару, образует отдельную транспортную единицу.

Транспортная тара и упаковка позволяют обеспечить сохранность товаров в процессе их транспортировки, погрузки-разгрузки, хранения на перевалочных пунктах и базах. Дополнительная упаковка требуется для защиты транспортируемых грузов от механической деформации, загрязнений, воздействия атмосферных факторов, несанкционированного доступа.

Содержание статьи

  1. Что такое транспортная упаковка
  2. Что такое транспортная тара
  3. Для чего применяется тара
  4. Виды транспортной упаковки
  5. Типы упаковки груза
  6. Требования к упаковке груза
  7. Где сформулированы правила упаковки грузов для перевозки
  8. Немного о нас
  9. Вопросы и ответы

Что такое транспортная упаковка

В понятие транспортной упаковки входят материалы и устройства, которые применяются для сохранности сырья и готовых товаров в процессе их транспортирования и хранения. Применение специальных материалов и вспомогательных устройств позволяет сохранять потребительские свойства предметов, придать им компактность, сделать их удобными для транспортировки. Такая упаковка необходима в том случае, если заводская (потребительская) тара отсутствует или не может обеспечить сохранность изделий и сырья. Дополнительная упаковка может быть внешней и внутренней, единичной и групповой, жесткой и мягкой, одноразовой и многоразовой.

Примеры транспортной упаковки

Материалы (назначение) Вид упаковки груза
Металлическая контейнеры, банки из жести и алюминия, тубы, барабаны,
Из дерева, фанеры, ДВП ящики, короба, паллеты
Пластиковая и полимерная поддоны, ящики, пленка, мешки. биг-бэги, пакеты
Картонная и гофрокартонная лотки, коробки
Для навивки длинномерных и рулонных материалов бухты, катушки

Указанные материалы могут использоваться как самостоятельная упаковка или входить в состав комбинированной транспортной тары. Согласно требованиям к транспортной упаковке, она может быть дополнена вспомогательными средствами — клипсаторной лентой, стреппинг-лентой, полипропиленовой или оцинкованной лентой, стретч-пленкой, термоусадочными материалами. На поверхность упаковки наносится транспортная маркировка и код идентификации транспортной упаковки по ГОСТ ISO 15394-2013.

Что такое транспортная тара

Ранее действовавший ГОСТ 17527-2014 (ISO 21067:2007) наряду с транспортной упаковкой использовал термин тара. На практике это понятие используется и сейчас. Транспортной тарой называются конструкции, которые используются для упаковки, долговременного и краткосрочного хранения, перевозки изделий и оборудования. Перевозимый груз, упакованный в транспортную тару, образует отдельную транспортную единицу.

При этом зачастую термины тара и упаковка использовались (и продолжают) использоваться как взаимозаменяемые. А его наличие в ГОСТах и других документах продолжает создавать некоторую путаницу. ГОСТ 17527-2020 исключил этот термин, указав, что он заменяется единым понятием «упаковка».

В этой статье и на других страницах сайта «тара» употребляется наравне с «упаковкой».

Для чего применяется тара

Специалисты нашей такелажной компании точно знают, что благодаря применению стандартизированной тары и упаковки грузов обеспечивается возможность для:

  • оптимального формирования грузовых пакетов и мест;
  • эффективного контроля и учета транспортируемых товаров при их приеме, погрузочных работах и выдаче;
  • рационального использования полезного пространства транспорта;
  • автоматизации работ по погрузке-разгрузке и обеспечения безопасности при их проведении;
  • пакетирования и удобной маркировки перевозимых товаров;
  • сокращения трудоемкости и экономии времени, затрачиваемого на организацию складских работ и учет товаров.

Согласно правилам перевозки товаров, их упаковкой должен заниматься грузоотправитель. Однако при оформлении договора между владельцем груза и компанией-грузоперевозчиком обязанность транспортной упаковки товаров, как правило, возлагается на транспортную компанию.

В этом случает виды тары и состав упаковки грузов указываются в договоре на оказание услуг. Прописывается состав транспортной упаковки с учетом нормативов ГОСТ, действующих правовых актов и правил упаковки грузов для перевозки автомобильным, ж/д и водным транспортом. Указываются основные и вспомогательные материалы, необходимость фитосанитарной обработки и способ ее выполнения.

Виды транспортной упаковки

Средства мягкого, жесткого или полужесткого пакетирования

В эту категорию входят материалы и приспособления, применение которых позволяет формировать транспортные пакеты массой от 250 до 1000 кг. Это стропы, средства для обвязки (упаковочная лента, обвязочная проволока, полимерная пленка, сетка), подкладные листы, прокладки, стяжки, поддоны с настилами и/или надстройками, каркасная обрешетка.

Контейнеры

К этой категории относятся конструкции, характеристики которых остаются неизменными. Контейнеры проектируются грузоподъемностью от 2,4 до 26 тонн размером от 1,97×1,32×2,15 м до 11,99×2,33×2,35 м. Сюда также относятся специализированные контейнеры для транспортировки и длительного хранения жидкостей и насыпных сред, включая скоропортящиеся продукты (цистерны и рефрижераторы).

Ящики

Так называется тара, имеющая в поперечном сечении прямоугольник или квадрат. Материалом для ящиков служит дерево, фанера, пластик, ОСБ. Деревянные ящики могут быть сплошными или разреженными, с крышкой или без нее. Пластиковая тара изготавливается с глухими стенками или отверстиями для вентиляции. Основание ящиков имеет форму, которая обеспечивает взаимозацепление при штабелировании ящиков, обеспечивая их устойчивость при хранении и транспортировке. Чтобы увеличить прочность тары, дощатые ящики усиливаются путем окантовки оцинкованной или полипропиленовой лентой. Деревянные и пластиковые ящики применяются для транспортировки тяжелых грузов и предметов с хрупкими несъемными элементами.

Бочки, кеги

Так называется транспортная тара из металла или полимерных материалов, корпус которой имеет цилиндрическую форму. Корпус может быть усилен обручами. Для наполнения-опорожнения тары в ее корпусе предусмотрены отверстия с горловинами, которые закрываются винтовыми крышками или зажимно-запорными устройствами. Бочки, предназначенные для перевозки и долгосрочного хранения жидких сред, выделяющих газы, комплектуются паропропускными клапанами. Такие клапаны обеспечивают безопасность при перевозке продуктов и одновременно с этим препятствуют утечке хранимого продукта.

Барабаны

К этой категории относится транспортная тара с корпусом в форме цилиндра без усиливающих обручей с плоским дном. Материалом для изготовления барабанов служит фанера, плотная бумага, тонколистовая жесть или сочетание этих материалов. Для соединения днища и цилиндрической стенки корпуса используется оцинкованная полоса. Для плотной фиксации крышек используются зажимно-запорные устройства. Барабаны применяются для транспортировки пастообразных, сыпучих и жидких продуктов.

Мягкая тара

К данной группе относятся мягкие разовые контейнеры и биг-бэги объемом до 1 м3 и грузоподъемностью до 1000 кг. Для изготовления мягкой тары применяется полипропиленовая или капроновая ткань. Для подъема и перемещения контейнеров и биг-бэгов предусмотрены грузоподъемные элементы из текстильных строп. Еще одной разновидностью мягкой тары являются мешки. Их отличительная особенность — корпус в форме рукава с дном и горловиной. Мешки из ткани, пластика или крафт-бумаги применяются для транспортировки сыпучих материалов, за исключением продуктов, чувствительных к пыли, запахам и воздействию влаги и теряющих свои потребительские качества вследствие нагрузок на сжатие.

Короба

Для изготовления коробов и крышек, используется деревянный брус, фанера, ДВП. Короба конструируются таким образом, чтобы обеспечить сохранность грузов и одновременно с этим исключить несанкционированный доступ к перевозимым товарам.

Коробки

Так называется тара из многослойного гофрокартона с плоским дном и крышкой, которая может иметь любые размеры. При необходимости днище и верхняя часть коробок усиливается картонными лотками.

Паллеты и поддоны

Паллеты изготавливаются из древесины (сосны, ели) или пластика, имеют стандартизированную форму и размеры. Европаллеты выполняют роль устойчивого основания для индивидуальной и групповой упаковки товаров с применением термоусадочных материалов или стрейч-пленки.

Еврокуб

Это конструкция в форме куба, устанавливаемая на жесткое основание — паллеты и поддоны, выполненные из дерева или металла. Корпус еврокуба выполнены из полиэтилена низкого давления. Куб из пластика устанавливается внутрь решетчатой металлической обрешетки. В верхней части корпуса располагается отверстие с крышкой для наполнения емкости. В нижней части корпуса предусмотрен патрубок с задвижкой для ее опорожнения. Жесткая пространственная конструкция обеспечивает устойчивость и защиту корпуса от сдавливающих нагрузок. Герметичная пластиковая емкость позволяет исключить утечку хранимого продукта.

Типы упаковки груза

Тип упаковки груза определяет характеристики упаковки по материалу и конструкции. Например, по материалу можно выделить такие типы упаковки, как деревянная, фанерная, металлическая, пластиковая и т.д. По конструкции деревянный ящики бывают:

  • разборные, неразборные, складные;
  • открытые, со съемкой крышкой, с откидной крышкой, закрытые и так далее.

Требования к упаковке груза

Требования к упаковке груза при перевозке устанавливаются государственными стандартами и договором поставки. При выборе упаковочных материалов для упаковки грузов учитываются следующие факторы:

  1. Специфика перевозимых товаров. Для сохранности твердых грузов, больших и негабаритных грузов, сыпучих сред, материалов с дискретной структурой, хрупких и гидрофобных грузов применяется транспортная упаковка с разными эксплуатационными характеристиками.
  2. Способ перевозки и тип транспортного средства. Основное назначение тары — прочная фиксация груза внутри упаковки, защита товаров от механической деформации, вибрационных и ударных нагрузок, воздействия атмосферных факторов.
  3. Погода и климат. Учитываются климатические условия в точке назначения и на всем пути следования транспорта.
  4. Цель создания упаковки. Для перевозки грузов на длительные расстояния целесообразно использовать только качественные материалы. При перемещении растений из офиса в офис в рамках одного региона можно сэкономить.

Характеристики транспортной упаковки должны отвечать ряду требований. Тара должна обеспечивать возможность крепления грузов на транспортном средстве. Внешняя упаковка не должна иметь острых кромок, выступающих углов. Тара для экспортной упаковки в обязательном порядке проходит фитосанитарную обработку.

Где сформулированы правила упаковки грузов для перевозки

Требования к таре и упаковке товара при транспортировке в пределах страны и на экспорт указаны государственных стандартах. Основные стандарты упаковки грузов:

  • тара и упаковка грузов, отправляемых в северные районы — ГОСТ 15846-2002;
  • виды транспортной упаковки по OKC (Общероссийскому классификатору стандартов) — ГОСТ 55.020-55-230, ГОСТ 17527-2020;
  • тара штабелируемая наполненная — ГОСТ ISO 2234-2014;
  • тара производственная металлическая и деревянно-металлическая — ГОСТ 14861-91;
  • дощатые ящики для перевозки товаров массой до 0,5 тонн — ГОСТ 299-85 и ГОСТ 5959-80;
  • деревянные многооборотные ящики —   ГОСТ 9396-88;
  • тара для упаковки, товаров, отправляемых на экспорт — ГОСТ 24634-81;
  • требования к транспортной упаковке генеральных грузов — ГОСТ 26653-2015.

Кроме того, некоторые правила могут быть сформулированы морскими и воздушными портами.

Немного о нас

Такелажно-транспортная компания «Дрогаль» оказывает широкий спектр услуг, включая такелажные и крановые работы, транспортировка и ответственное хранение грузов. Мы работаем с юридическими лицами, производственными и перерабатывающими предприятиями.

Принимаем заказы на изготовление транспортной тары и упаковки, подготовку грузов к перевозке товаров по России и за ее пределы, включая транспортировку в северные районы и приравненные к ним местности.

Для изготовления тары и транспортной упаковки используем сертифицированные материалы, качество которых подтверждается входным контролем, выполняемым на нашем предприятии. Работы по упаковке груза и изготовлению тары выполняются по установленной технологии точно в соответствии с регламентом ГОСТ и требованиями заказчика.

Чтобы узнать подробнее о расценках на услуги или уточнить условия оплаты и сроки выполнения заказа, обратитесь к нашему консультанту.

Вопросы и ответы

Что такое транспортная упаковка?
Транспортная упаковка представляет собой совокупность материалов и устройств, используемая для сохранности грузов в процессе их перемещения и хранения.
Что такое транспортная тара?
Под транспортной тарой принято пониматьм элемент упаковки, предназначенный для размещения продукции, предназначенной для дальнейшего хранения или перевозки.
Что такое упаковочный материал?
Упаковочный материал представляет собой любой материал, назначение которого позволяет изготавливать из него тару и упаковку.
В чем разница между видом и типом упаковки?
Вид упаковки определяет упаковку по форме, а тип упаковки - по материалу и конструкции. Например, вид упаковки - ящик, тип - деревянный.
Что такое вспомогательное упаковочное средство?
Вспомогательное упаковочное средство - это часть упаковки, которая наряду с тарой защищает груз от различных воздействий и облегчает его перемещение и хранение.

Другие услуги

Такелажные услуги

Упаковка грузов

Промышленный переезд

Крановые работы

Перевозка грузов